"Близость" представляет собой
спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, осознающего
окружающее, освобождение, эйдетически-воспринимающего мир глазами
неиспорченного Ребенка, который со всей искренностью живет в настоящем.
Можно экспериментально
показать [Эффективное экспериментальное использование трансакционного анализа требует
специального образования и опыта. Отличить игру от времяпрепровождения порой
ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты. - Прим. автора.], что
эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а чистосердечие мобилизует
позитивные чувства.
Известен
даже такой феномен, как "односторонняя близость". С ним хорошо
знакомы люди, умеющие пленять своих партнеров, оставаясь при этом
невовлеченными. Человек добивается этого, поощряя собеседника смотреть ему в
лицо, высказываться свободно и чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнительница) лишь делает вид, что их чувства взаимны.
"Близость", по существу, является функцией естественного ребенка, хотя и имеет сложную психологическую и социологическую основу. Она, как правило, не приводит к неприятностям, если не вмешивается какая-нибудь игра.
Обычно близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влиянию.
Маленькие дети
(пока они не испорчены) в большинстве своем предстают существами любящими, а
это и есть истинная природа близости.
Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого влияния ребенку нелегко, поскольку оно обычно бывает глубоко укоренившимся.
К тому же в первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для биологического и социального выживания.
Освобождение от родительского влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает независимости, то есть приобретает умение жить "включенным" в настоящее, действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми.
Кроме того, в это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из родительского наследия он хочет оставить себе. На ранних этапах жизни человек решает, как он намерен приспособиться к родительскому влиянию.
Его адаптация представляет собой последовательность решении, и именно поэтому при благоприятных обстоятельствах решения бывают обратимыми. Причем ниспровержение никуда не бывает окончательным: непрерывная борьба против возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.
Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство - "включенность" в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры, - близость.
Но все эти три свойства для неподготовленных людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в чувстве общности с другими людьми. Это может означать, что для многих представителей рода человеческого впереди прекрасные надежды и большие перспективы.
Из книги Эрика
Берна «Игры, в которые играют люди»
Комментариев нет:
Отправить комментарий